Объединение по интересам «Творческая мастерская»
Руководитель: Кравченко Елена Николаевна
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста художественного профиля разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.10.2023 №325 «О типовых программах дополнительного образования детей и молодежи», постановлением совета министров Республики Беларусь 07.08.2019 г. №525 в ред. от 31.08.2022 №570 «Специфические санитарно–эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования», постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.08.2022 № 227 «Об утверждении правил безопасности, правил расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися, постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 «Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования», методическими указаниями по разработке учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и организации образовательного процесса и иные законодательные акты.
Данная программа предусматривает очную форму получения образования базового уровня изучения образовательной области «Изобразительное искусство».
Программа имеет педагогическую направленность и ориентирована на формирование и развитие творческих способностей ребёнка, ценностных, эстетических ориентиров, овладение основами творческой деятельности.
Актуальность программы «Творческая мастерская» заключается в том, что она направлена на развитие творческих способностей воспитанников. В современном образовательном процессе уделяется недостаточно внимания работе с детьми по изобразительной деятельности: сокращено количество часов в учебном плане по изодеятельности, некоторые виды изобразительной деятельности вынесены за рамки специально-организованной деятельности, не смотря на то, что занятия по изобразительному искусству совершенствуют восприятие, память, мышление, воображение, мелкую моторику, развивают творческие способности, дают возможность самовыражения, повышают уверенность в себе и чувство собственной ценности у детей.
Занятия составлены в виде интеграции разных видов изобразительной деятельности, проводятся в виде практикумов и позволяют удовлетворить основные потребности ребёнка. Многообразие используемых материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Занятия способствуют развитию пространственных представлений, познанию окружающей действительности, свойств различных материалов, развивают пространственно- конструктивное мышление, зрительную память, мелкую моторику рук. У ребёнка появляется созидательное отношение к окружающему, что является важнейшей предпосылкой для последующей трудовой деятельности.
Особое значение в процессе художественного развития обучающихся имеют занятия, развивающие наблюдательность и воображение. В ходе занятий в объединении учащиеся в обязательном порядке знакомятся с основами композиции, рисунка и цветоведения. Все разделы программы ориентированы на создание благоприятных условий, при которых ребёнок способен развивать, совершенствовать и реализовывать свои способности.
Цель: обеспечение условий для развития творческих способностей воспитанников средствами изобразительного искусства.
Задачи:
знакомить с основами рисунка, живописи, композиции, использованию в работе различных материалов;
обучать отображать предметный мир с помощью цвета и тона;
обучать передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
формировать умения работы в техниках «Монотипия», «Кляксография», «Ниткография»;
закрепить основные приемы бумагопластики;
обучать различным приемам работы с бумагой;
формировать умение создовать простейшие формы из пластилина и видоизменять их – создавая при этом выразительные образы.
Побуждать детей экспериментировать с изоматериалами. Придумывать и создавать композиции, образы. Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
Срок реализации программы — 1 год.
Программа рассчитана на воспитанников: 4-5 лет
Занятия проводятся 2 раза в неделю, длительностью 20минут. Всего программа рассчитана на 72часа. Во время каникул проводятся развлечения и тематические выставки.
Количество воспитанников: 8-10
Материально-техническое обеспечение программы:
альбом для рисования А4, краски гуашь, акварель, кисти, баночка, палитра, цветная бумага, ватные палочки, карандаши цветные, карандаш простой, карандаши восковые пластилин, пробки, поролон, бросовые материалы
Данная программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников и предусматривает индивидуальный подход в изобразительном искусстве, способствует созданию условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития.
Формы итогового занятия: творческая выставка работ учащихся, которая позволяет оценить общие и индивидуальные достижения за год. Оформление альбома детских рисунков и работ. Участие в городских, районных конкурсах детского творчества.
С учётом возрастных особенностей детей является обоснованным исключение тем типовой программы дополнительного образования детей и молодежи: искусствознание, выставочная деятельность.