Активизация лексического словаря посредством чтения художественной литературы

Активизация лексического словаря посредством чтения художественной литературы
Художественная литература
 является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.

Для успешного последующего школьного обучения у ребенка старшего дошкольного возраста должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями.

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор)литературные произведения передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

Цель: Подобрать и использовать произведения художественной литературы не только на специально организованных занятиях, но и в других видах деятельности детей старшего дошкольного возраста для развития словаря с использованием отобранных произведений художественной литературы.

В ходе работы важно прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек, с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т. д. Для этого детям была представлена возможность услышать и увидеть лучшие произведения мастеров разных времен и различных направлений ( к примеру: А. Пушкин, Ф. Тютчев, Л. Толстой, К. Ушинский, С. Черный, Н. Заболоцкий, К. Чуковский, С. Маршак, Д. Хармс, А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов и др.).

Книги, принесенные на занятия, не только соответствуют теме, но и привлекают внимание ребенка, вызывая у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации обладают художественными достоинствами.

Для более глубокого знакомства детей с произведением проводится предварительная работа, на которой читается текст, проводится беседа по произведению, показываются мультфильмы по этим произведениям, прослушиваются аудиозаписи. Например, для того, чтобы ввести детей в замечательный мир творчества А. С. Пушкина, необходимо провести предварительную работу, которая включит в себя чтение сказок А. С. Пушкина с последующим рассматриванием красочных иллюстраций И. Я. Билибина, Б. В. Зворыкина, А. М. Куркина, А. В. Панина, Б. А. Дехтерева. Сюда также входит прослушивание классической музыки с декларацией лирики поэта по временам года; раскрашивание иллюстраций к сказкам Пушкина по книгам-раскраскам; чтение и разучивание вступления к поэме «Руслан и Людмила»(использование мнемотехники). Прослушивание фрагментов оперы М. Глинки«Руслан и Людмила»,рисование сказочного существа; толкование устаревших редко встречающихся слов ; знакомство с русским костюмом, бытом людей, встречающийся в произведениях Пушкина; изготовление игрушек для пальчикового театра в технике оригами, изготовление кукол для настольного театра. Инсценирование и обыгрывание сказок. Была проведена игра- викторина «Сказка – ложь, да в ней намек» и др.

Использование в своей деятельности разных форм работы по использованию художественной литературы, начиная от пересказа и заканчивая импровизацией, способствует обогащению словаря детей. Путем неоднократного повторения слов в процессе разнообразной деятельности слово закрепляется и активизируется в словаре детей.

Художественные произведения обогащают, уточняют и активизируют детей словарь на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивают умение выражать мысли в устной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия.

На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений.

После ознакомления с художественным произведением в свободное время с детьми проводятся беседы по содержанию произведений.

После проведения в группе беседы с детьми, которая давала возможность оценить, насколько понято содержание художественного произведения, мы продолжали обсуждение произведения, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра-беседа проводилась сразу же после чтения, пока детские впечатления были свежи и непосредственны.

В качестве персонажей для игр-бесед выбирались противоположные по своим нравственным качествам герои, например, падчерица и мачехина дочка из сказки«Морозко»; три сына из сказки «Царевна лягушка» и т. д.

Значительную помощь детям оказывали правильно подобранные картинки, обложки книги, отражающие сюжет произведения.

Одним из этапов работы над книгой — это игра-драматизация. С. Я. Маршак говорил, что произведение детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его «можно разыгрывать как пьесу или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения». Именно эта особенность подлинного художественного произведения была использована в дальнейшей работе. Художественная литература, и особенно сказки, является для детей-дошкольников особой формой действительности — это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях. Игры, связанные с сюжетами литературных произведений, появляются у детей под влиянием взрослого и самих произведений, в которых доступно и ярко описаны люди, их взаимоотношения и их деятельность.

Таким образом, реализация всего намеченного содержания с  разнообразных методов и приемов обучения положительно влияет на обогащение словаря детей,речь детей становиться более яркой, образной, выразительной.