Маршрут выходного дня

Маршрут выходного дня для детей и родителей

«Площадь Победы – мемориальный комплекс в честь советских воинов-освободителей, партизан и подпольщиков Витебщины или, по-народному, «Три штыка» – парк Победителей».

Вид маршрута: пеший.

Рекомендуемый возраст ребенка: старший дошкольный возраст.

Для посещения этого места нужно провести предварительную работу: беседы с детьми о ВОв, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание музыки военных лет.

Как добраться до парка Победителей в Витебске:

АвтобусОст. «Библиотека» им. Ленина», №№ 10, 106, 106а, 11, 12, 14, 15, 15а, 18, 19, 22, 25, 3, 30, 31, 32, 34, 36, 38, 4, 41, 42, 6, 8, 99
АвтобусОст. «Площадь Победы», №№ 10, 106, 106а, 10э, 14, 16, 18, 19, 22, 25, 30, 31, 32, 34, 4, 42, 45, 46э, 8, 99
ТрамвайОст. «Площадь Победы», №№ 2, 4, 7, 8, 9
ТроллейбусОст. «Библиотека» им. Ленина», №№ 1, 2, 4, 6, 8, 9
Маршрутное таксиОст. «Библиотека» им. Ленина», №№ 15-т, 3-т, 42-т, 52-т, 53-т, 54-т, 55-т, 56-т, 59-т, 66-т, 6-т, 72-т, 73-т, 75-т, 77-т, 88-т, 99-т
Маршрутное таксиОст. «Площадь Победы», №№ 42-т, 52-т, 56-т, 59-т, 72-т, 73-т, 77-т, 99-т

Продолжительность по времени 2-3 часа (в зависимости от интереса ребёнка и степени самочувствия).

По ходу маршрута вся дорога заасфальтирована.

Опасные участки:

— пешеходный переход

— высокий берег Двины

— движение вдоль близко расположенной проезжей части.

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту

Что рассмотреть с ребёнком: Какие деревья растут в парке? Сколько этажей в близлежащих домах? Какая техника расположена на аллее воинской славы? Сколько самолётов, вертолётов, танков, и т.д. Ознакомьтесь с табличками возле каждой военной техники.

Беседа с ребенком в процессе движения по маршруту:

Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать – защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОв.

Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

Памятник – это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы. Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев, на долю которых выпало тяжёлое время войны.

Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить»).

Рассмотрите с ребёнком: площадь Победы, фонтаны, надпись «Подвиг советского народа бессмертен» на многоэтажном доме, сцену, экраны, цветы, весь мемориальный комплекс и что в него входит, деревья, растущие в парке и на аллее воинской славы, военную технику, ознакомьтесь с информацией на табличке возле каждой техники, сравните технику времён ВОв и современную, поищите отличия.

Начало маршрута – площадь Победы. Спросите у ребенка, почему площадь имеет такое название. Площадь Победы – самая большая площадь города и страны. Расположена в Октябрьском районе на соединении улиц Ленина, Жесткова, Калинина, Генерала Белоородова, Московского проспекта и проспекта Черняховского.

Поинтересуйтесь у ребенка как называется самая большая площадь города и страны?

Включает в себя мемориальную зону и зону для массовых мероприятий.

Авторы проекта застройки: архитекторы А.Бельский, В.Данилов, З.Конош, З.Озёрова, А.Расейкин, А.Фридман, Ю.Шпит.

Обратите внимание ребенка на саму площадь, фонтаны, надпись «Подвиг советского народа бессмертен» на многоэтажном доме, сцену, экраны.

Далее можно пройти до пешеходного перехода, вспомнить с ребенком правила дорожного движения.

Следующим памятником в маршруте является Мемориальный комплекс в честь советских воинов-освободителей, партизан и подпольщиков Витебщины.

Памятник находится на главной площади Витебска – Площади Победы. Он создан в 1974 году по проекту архитектора Юрия Васильевича Шпита с участием скульпторов Б. Маркова и Я. Печкина и инженеров В. Журавского и В. Свободы.

Мемориальный комплекс включает площадь мемориала, 2 бассейна, 10 пилонов, скульптурные композиции и главный монумент. Пилон — массивный невысокий столб, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию парка и прочего.

Поиграйте с ребенком, игровое упражнение «Опиши, что видишь».

Прямоугольная площадь мемориала находится ниже уровня площади Победы, к ней ведут 14 ступеней. По сторонам площади установлены по 5 пилонов с датами каждого года Великой Отечественной войны. К главному монументу ведут два бассейна.

По центральной оси мемориала, на берегу Западной Двины возвышается главный монумент – 3 так называемых «штыка»,  56-метровых обелиска, суженных вверху (это высота двух девятиэтажных домов). В народе этот монумент не случайно называют «три штыка» – штыки символизируют три силы, которые победоносно громили врага: воины Советской армии, партизаны и подпольщики. На высоте пяти метров пилоны объединены, на гранях   отлиты рельефы: «Воины», «Партизаны», «Подпольщики».

Как еще называют памятник?

Изнутри пилоны обелиска соединены кольцом с надписью «Слава героям». А под ним, на символичном постаменте в форме пятиконечной звезды, зажжен Вечный огонь – как дань памяти трагическим страницам истории Витебска, мужеству горожан и всего советского народа. К реке от монумента ведут 3 лестницы.

Для чего нужен вечный огонь?

Перед площадью мемориала, по бокам, установлены две скульптурные композиции, изображающие советских воинов и мирных жителей.

Какие цветы ты видишь вокруг?

У мемориала проводятся не только торжественные митинги. Мемориальный комплекс «Три штыка» в Витебске – излюбленное место для свадебных фотосессий. Возлагая цветы к монументу отдают дань памяти бессмертному подвигу народа, тем самым подтверждая народную мудрость: сохранив память о прошлом, приумножим будущее.

Зачем возлагают цветы к монументу?

Отдав дань памяти подвигу советского народа у мемориала «Три штыка», неторопливо прогуляйтесь по Парку Победителей.

Расскажите ребёнку, что Парк Победителей, до 2010 года был сквером Калинина, но в преддверии 65-летия победы в Великой Отечественной войне скверу присвоили  название – Парк Победителей. В парке есть не только аттракционы, но и аллея воинской славы. При входе в аллею рассмотрите надпись на камне.

Напомните правила поведения возле дороги, так как аллея находится рядом с проезжей частью.

Спускаясь по ступенькам, посчитайте сколько ступенек.

Далее маршрут проходит по аккуратно выложенным плиткой дорожкам, между военной техникой. В аллее представлено более 20 единиц боевой техники, относящяейся, за исключением некоторых образцов, к периоду Великой Отечественной войны. Танки, пушки, самоходные установки, вертолёты, самолёты. Техники здесь очень много. На каждом образце висит табличка с описанием.

Вся техника расположены тремя группами.

В первой группе танк Т-34-85, САУ СУ-100, зенитка 52-К, три пушки ЗИС-3, миномёт ПМ-38, гаубицы М-30 и Д-30, пушка ЗИС-2 на странных колёсах и две пушки Д-44.

На параллельной аллее стоит авиатехника.

Вертолёты Ми-2, Ми-8 и Ми-24, а так же истребитель МиГ, крыльями похожий на МиГ-15, а всем остальным на МиГ-17…

Третья группа — четыре единицы лёгкой бронетехники.

БТР-60, БРДМ-2 с макетом минибашни поверх люка, выдающего в ней 9П148 (или что-то подобное), БМД-1 и 2С9 Нона.

Рассмотрите с ребёнком военную технику, уточняя, знает ли ваш ребёнок какую-нибудь модель, прочитайте вместе таблички, с информацией о данном объекте.

Обратите внимание на внешний вид машин, чем они похожи, чем отличаются.

После обзорной экскурсии можно посидеть на лавочках в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть, или посетить аттракционы, которые тянутся вниз многометровой полосой от «трёх штыков» вдоль берега Западной Двины. Здесь можно пострелять в тире, покататься на роликовых коньках, полюбоваться природой и светодинамическими фонтанами.

Будет уместным рассказать ребёнку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются).

Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место, или снова вернуться на Аллею славы.

Задания после завершения маршрута:

Предложить своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось; Сделайте совместно с ребенком работу, аппликацию, поделку, можно сочинить рассказ на темы: «Три штыка», «Вечный огонь», «Самолёт», «Вертолет», «Танк» и т.д.

Дополнительный материал для организации прогулки выходного дня:

Игры и игровые упражнения

«Отгадай слово»

Задумайте слово, находящееся в поле видимости ребенка и предложите отгадать его с помощью подсказок. «Высокий, многоэтажный, сделан из кирпича» (дом), «едет по дороге, имеет четыре колеса, везет пассажиров» (автобус).

Игра на координацию движений «Солдат»

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

А потом постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

А потом постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Пальчиковая гимнастика «Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты,Бодрым шагом мы идем.Пальцы бодро «маршируют» по столу
В нашу армию, ребята,Просто так не попадешь.Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх и покачивается влево-вправо.
Нужно быть умелыми,Сильными и смелыми.Ладонь вверх, пальцы растопырены,сжимаются и разжимаются.

Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы»

Пальцы эти — все бойцыУдалые молодцы.Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами. Сжимают и разжимают пальцы.
Два — больших и крепких малых. И солдат в боях бывалыхПальцы сжаты в кулак, подняты только большие.
Два — гвардейца- храбреца,Показывают указательные пальцы.
Два — сметливых молодца.Показывают средние пальцы.
Два — героя безымянных,Но в работе очень рьяных.Показывают безымянные пальцы
Два мизинца — коротышки-Очень славные мальчишки!Показывают мизинцы.
Один, два, три, четыре, пять –Будем молодцов считать.Поочерёдно загибают пальцы на правой и левой руке. Сжимают и разжимают пальцы.
Пальцы встали дружно в ряд.Показывают ладони, разводят в стороны пальцы и сводят их.
Десять крепеньких солдат.Хлопают в ладоши.

Загадки

Замечательный цветок,

Он как яркий огонек,

Пышный, важный, словно пан,

Распускается…

Ответ: Тюльпан

Кто живёт на небе чистом,

Называется лучистым?

Греет, светит, глазки «слепит»,

Его очень любят дети.

Ответ: Солнышко

Ползёт черепаха —

Стальная рубаха,

Враг — в овраг,

И она, где враг.

Ответ: Танк

Смело в небе проплывает

Обгоняя птиц полет

Человек им управляет

Что такое?

Ответ: Самолет

Стихотворения

***

Спасибо Героям, спасибо Солдатам,

Что мир подарили, тогда – в сорок пятом!

Вы кровью и потом добыли Победу.

Вы молоды были, сейчас – уже деды.

Мы эту Победу – вовек не забудем!

Пусть мирное солнце сияет всем людям!

Пусть счастье и радость живут на планете!

Ведь мир очень нужен – и взрослым, и детям!

Ольга Маслова

***

Пусть будет мир

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат,

Чтоб жили люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

Н. Найденова

***

Мы врага отбросим

Сигнал тревоги

над страной.

Подкрался враг,

Как вор ночной.

Фашистов черная орда

Не вступит в наши города.

И мы врага отбросим так,

Как наша ненависть крепка,

Что даты нынешних атак

Народ прославит на века.

А. Барто

Прочтите ребенку тематическое стихотворение (ниже размещены qr-коды, наведите на него камеру и перейдите по ссылке):

Посмотрите с ребенком короткий видеофильм о памятнике (ниже размещен qr-код, наведите на него камеру и перейдите по ссылке):

* * *

Маршрут выходного дня родителей и детей.

«ПАРК ПАРТИЗАНСКОЙ СЛАВЫ –

СКВЕР ГЕРОЕВ ВОЙНЫ 1812 ГОДА».

Рекомендуемый возраст ребенка: старший дошкольный возраст.

Как добраться до парка Партизанской Славы.

АвтобусОст. «Площадь Ленина», №№ 1,5,6,12,15,11,18,19,2,21,25,26,30,37,41,42
ТроллейбусОст. «Площадь Ленина», №№ 2,4,7,8,9,15.
Маршрутное таксиОст. «Площадь Ленина», №№ 42-т, 52-т, 56-т, 59-т, 72-т, 73-т, 77-т, 99-т

Продолжительность по времени 2-3 часа (в зависимости от интереса ребёнка и степени самочувствия).

По ходу маршрута вся дорога заасфальтирована.

Опасные участки:

  • пешеходный переход
  • высокий берег Двины

Для посещения этих мест нужно провести предварительную работу:

— беседы с детьми о Великой Отечественной войне;

— чтение художественной литературы:

  •  Кассиль Л. «Улица младшего сына» (Повесть, посвященная трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана — героя Великой Отечественной войны.)
  • Катаев В. «Сын полка» (Повесть о мальчике-сироте Ване Солнцеве, попавшем в военную часть к разведчиками и ставшем сыном полка.)
  • Осеева В. А. «Васёк Трубачёв и его товарищи» (Произведение о судьбе мальчишки Васе Трубачёве и его друзьях, чье мирное детство оборвала война.)
  • Яковлев Ю. «Девочки с Васильевского острова» (Пронзительный рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника.);

— рассматривание иллюстраций;

— прослушивание музыки военных лет, песен о войне.

Вопросы, которые можно задать ребенку:

— Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он кто такие защитники Отечества?

— Кто служит в армии?

— Кто такой партизан или разведчик? (Тот, кто воевал на захваченной врагом территории).

— Как люди сохраняют память о войне? (Пишут книги, стихотворения, песни, называют в честь героев городские улицы и парки, сооружают памятники).

Парк Партизанской славы имени Миная Шмырева (прежнее название – парк имени Ленина) расположен в центре города, на левом берегу Западной Двины. Границами основной части парка являются площадь Ленина, улица Урицкого, Западная Двина и улица Чехова. Также к парку относят сквер Героев Отечественной войны 1812 года, сквер, в котором находится зоопарк, сквер вдоль улицы Путна и Западной Двины.

Начало маршрута – часть парка от площади Ленина до Витебского областного музея Героя Советского Союза Миная Шмырева, которая называется парком Трудовой славы. Здесь расположена областная доска почета предприятий и организаций Витебска.

(Объясните ребенку, что такое Доска почета: это специальный стенд, на котором размещаются фотографии лучших работников города. Поинтересуйтесь, какие профессии знает ребенок).

Далее можно пройти до пересечения парка с улицей Суворова. Здесь установленпамятник белорусскому писателю Владимиру Короткевичу (1994 год, скульптор И.Казак, архитектор В.Рыбаков).

(Уточните, знает ли ребенок, кто такой писатель. Спросите, каких детских писателей и поэтов он помнит, есть ли у него любимое художественное произведение).

Следующий культурный объект на маршруте – Витебский областной музей Героя Советского Союза Миная Филипповича Шмырева, организатора партизанского движения в Витебской области в годы Великой Отечественной войны. Музей расположен на улице Чехова, 4, в здании бывшего приюта отставных чиновников имени К.Д.Голембиовского. Этот дом является памятником архитектуры конца XIX – начала XX в.

(Рассмотрите здание музея. Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он, кто такой архитектор?).

Музей состоит из 4 экспозиционных залов. Рядом со зданием в качестве продолжения экспозиции расположен мемориальный парк, в котором установлен скульптурный бюст М.Ф.Шмырева, макет «Рельсовая война», артиллерийские орудия, построены партизанские землянки.

В музее хранятся коллекции вооружения, предметов быта, документов, изобразительного искусства, печатных изданий.

(Уточните, что партизан это человек, который сам,  добровольно пошел воевать за победу своей страны, но воевал на территории, которая уже была захвачена  врагом.  Они жили в лесах, в землянках  и узнавали ценные сведения о врагах, уничтожали врагов, подрывали железные дороги, склады, штабы).

Рядом с музеем Шмырева находится памятный знак «Детям войны» (скульптор В.Могучий, 2011 год). Он посвящен детям Великой Отечественной войны. Памятник представляет собой фигуры мальчика-подростка и маленькой девочки, сидящих на ступенях разрушенного дома. В руках у мальчика краюха хлеба, которую он отдаёт девочке. В основании памятника бронзовая призма с надписью: «ДЕТЯМ ВОЙНЫ». Памятник расположен на постаменте, выполненном из красного и серого гранита. Площадка вокруг памятника выложена тротуарной плиткой.  

Рассмотрите памятник и объясните детям, что в нем запечатлен не просто отдельный эпизод войны, а большое горе белорусского народа. Только весной 1944-го из Витебска в Германию угнали 2,4 тысячи детей (приблизительно, столько людей живет в 9-ти девятиэтажных домах). Еще 6 000 детей (для сравнения приведите в пример летний Амфитеатр, его вместимость 6219 мест), вместе со своими родителями стали живым заслоном во время отступления немецко-фашистских захватчиков.

Белорусский поэт Владимир Ермакович посвятил этому памятнику такие строки:

«Где мальчик голодный, одетый в обноски,

Свой хлеба кусочек сестре отдает.

Пусть памятник этот скорбящий, неброский,

Для помнящих всех обелиском встает».

После посещения памятного знака «Детям войны» можно прогуляться с ребенком по парку, пройти до берега Двины, рассказать о некоторых интересных фактах изистории создания парка.

История Парка Партизанской славы начинается еще с конца XVIII – начала XIX столетий. Есть информация, что первоначально на месте парка находился сад, где в разные времена находились ветряная мельница и хлопчаточесальная фабрика. А в конце XIX века в саду построили летний театр, и с этого времени здесь каждую зиму стали заливать каток на пруду. Правда, вскоре все это великолепие пришло в запустение.

В 2010 году парк назван в честь одного из организаторов партизанского движения в Витебской области Мная Шмырёва (прежнее название — парк имени Ленина).

Рассмотрите с ребенком природу парка. Расскажите, что сейчас здесь высажено около 800 древесных и кустарниковых растений. Среди них липа, тополя канадский и пирамидальный, ясень обыкновенный, клёны остролистный и красный, берёза пушистая, ель голубая, акация белая и другие. Попробуйте найти и рассмотреть эти деревья. Можно предложить ребенку поиграть в игру «С какого дерева листок».

Подходя к перекрестку дороги, проговорите безопасные правила его перехода. Спросите у ребенка, что обозначает каждый цвет светофора.

Далее маршрут пролегает по улице Путна, вдоль берега Западной Двины.

Прогуливаясь, можно рассказать ребенку о достопримечательностях этой улицы. Например, здесь находится Витебский зоологический парк, основанный 30 марта 1992 года на базе театра зверей.

Также на улице Путна  находится Арт-центр Марка Шагала, где собрано бесценное достояние известного во всем мире витебского художника.

Далее по улице размещается памятник героям Отечественной войны 1812года. Памятник установили в 1912 г. жители города в честь 100-летия победы над Наполеоном.

(В 1812 году Наполеон Бонапарт напал на Российскую империю, таким образом, для русского народа эта война стала Отечественной, поскольку в ней принимала участие не только армия, но и большинство простых граждан).

Автор монумента – петербургский архитектор И.А. Фомин; работами по установке руководил витебский городской архитектор Т.В. Кибардин. Памятник представляет собой 26-метровый обелиск, (это высота девятиэтажного дома) сложенный из блоков красного финского гранита, которые сужаются кверху и венчаются чугунным двуглавым орлом на шаре, отлитом на фабрике художественных работ Морона в Петербурге.

На памятнике укреплена чугунная доска с текстом: «Бессмертной доблести героев Отечественной войны, участников сражений под Витебском 13, 14, 15 июля и 26 октября 1812 года». По углам подиума, на котором установлен памятник, размещены четыре чугунные пушки, отлитые по образцам мортир времен Петра I.

(Если у обелиска будут цветы, спросите у ребенка, для чего люди приносят их к памятнику).

У обелиска

Застыли ели в карауле,

Синь неба мирного ясна.

Идут года. В тревожном гуле

Осталась далеко война.

Но здесь, у граней обелиска,

В молчанье голову склонив,

Мы слышим грохот танков близко

И рвущий душу бомб разрыв.

Мы видим их — солдат России,

Что в тот далёкий грозный час

Своею жизнью заплатили

За счастье светлое для нас…

После обзорной экскурсии можно посидеть на скамейках в сквере, рассказать ребенку о воевавших родственниках. Возвращаясь с экскурсии, поинтересуйтесь у ребенка, что ему понравилось, какая из достопримечательностей впечатлила и запомнилась больше всего, куда он хотел бы вернуться. Спросите, хотел бы ребенок посетить еще какое-нибудь памятное место Витебска.

После прогулки рассмотрите с ребёнком иллюстрации о войне, послушайте песню «День Победы», предложите ребёнку создать альбом, посвящённый ВОв: нарисовать отважных солдат, партизан, военную технику, нарисовать то, что ему больше всего понравилось или запомнилось. Вместе с ребенком можно сделать поделку «Пушка» из пластилина.

Во время прогулки можно поиграть с ребенком в словесные игры:

«Подбери слова»

Взрослый определяет какой либо объект. Ребенок подбирает соответствующие вопросу слова-определения.

Например: солдат какой? (смелый, бесстрашный, мужественный, отважный, сильный и т.п.)

Война какая? (страшная, голодная, громкая) и т.д.

Если ребенку трудно подбирать слова самому, можно задавать наводящие вопросы, подсказывать начало слова, называть слова по очереди.

«Стань так, как я скажу»

Для закрепления умения ориентироваться на местности, развития внимания и для обеспечения двигательной активности ребенка можно поиграть в игру «Стань так, как я скажу». Взрослый дает ребенку команду: «Стань так, чтобы памятник был за тобой» (чтобы памятник находился справа от тебя (слева), стань между мной и памятником и т.п.).

«Четвертый лишний»

Взрослый называет четыре слова, три из которых объединены общей темой, смыслом. Ребёнок должен на слух определить, какое слово лишнее и объяснить почему. Тематика военно-героическая. Например:

• Танк, истребитель, вертолёт, самолёт.

• Артиллерист, снайпер повар, десантник.

• Барабан, пулемёт, автомат, миномёт.

• Тельняшка, шинель, джинсы, китель.

• Снайпер, сапёр, танкист, артист.

• Пистолет, снайпер, винтовка, ружьё.

«Давай посчитаем»

Суть игры в том, чтобы считать все, что видим: машины определенного цвета, столбы, дома с каким-нибудь признаком.

«Скажи наоборот»

Летом небо светлое, а осенью … (тёмное).

Летом ночи короткие, а осенью … (длинные).

Летом дни длинные, а осенью … (короткие).

Летом земля сухая, а осенью … (мокрая).

Летом белые облака, а осенью … (чёрные тучи).

Летом тучи ходят высоко, а осенью … (низко).

Летом тепло, а поздней осенью … (холодно).

Летом цветов много, осенью … (мало).

Летом людям радостно, а осенью … (грустно).

В парке, вдалеке от проезжей части, предложите ребенку поиграть в подвижные игры:

«Ускорение»

Взрослый делает какое-либо движение, ребенок повторяет его чуть быстрее, и так до тех пор, пока повторение не станет невозможным. Затем ребенок делает какое-либо движение, взрослый повторяет его чуть быстрее.

А второй вариацией станет мини соревнование – быстрее выполнить какое-либо действие наперегонки. Кто быстрее наклонится, добежит до дерева или клумбы, десять раз присядет – вариантов много, и придумывать можно их до бесконечности, пока ребенок не устанет от игры.

«Слепой провидец спасает мир»

Ребенок – слепой провидец, он должен преодолеть путь до горы Килиманджаро (какого-либо объекта в парке) с помощью своего поводыря. Закрыв глаза, ребенок на пути должен преодолеть реку, (перейдя по мосту – бордюру), пройти через пещеру – (пройти под воображаемым препятствием согнувшись), перепрыгнуть глубокий ров и другие «препятствия», на которые хватит изощренного маминого ума. Потом игроки меняются местами. Эта игра развивает взаимопомощь, учит ориентироваться без участия зрительного анализатора, а так же развивает фантазию, что в наше время готовых решений актуально как никогда.

«Перелёт птиц»

Игра на внимание и координацию движений.

Ребенок — «птица».  По вашему сигналу: «Птички улетают!» — малыш, подняв и разведя руки-«крылья» в стороны, бегает. По сигналу: «Буря!» — ребенок бежит к дереву и прячется под ним, приседая. («Птицы» скрываются от «бури» на «деревьях».) Когда вы говорите: «Буря прекратилась», — малыш снова начинает бегать, то есть «птицы» продолжают «полет».  

Стихотворения:

Рассказ ветерана.

Я, ребята, на войне

В бой ходил, горел в огне.

Мёрз в окопах под Москвой,

Но, как видите, — живой.

Не имел, ребята, права

Я замёрзнуть на снегу,

Утонуть на переправах,

Дом родной отдать врагу.

Должен был прийти я к маме,

Хлеб растить, косить траву.

В День Победы вместе с вами

Видеть неба синеву.

Помнить всех, кто в горький час

Сам погиб, а землю спас…

Я веду сегодня речь

Вот о чём, ребята:

Надо Родину беречь

По-солдатски свято!

Никто не забыт

«Никто не забыт и ничто не забыто» —

Горящая надпись на глыбе гранита.

Поблекшими листьями ветер играет

И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.

Никто не забыт и ничто не забыто.

Нет войны

Спать легли однажды дети –

Окна все затемнены.

А проснулись на рассвете –

В окнах свет – и нет войны!

Можно больше не прощаться

И на фронт не провожать –

Будут с фронта возвращаться,

Мы героев будем ждать.

Зарастут травой траншеи

На местах былых боёв.

С каждым годом хорошея,

Встанут сотни городов.

И в хорошие минуты

Вспомнишь ты и вспомню я,

Как от вражьих полчищ лютых

Очищали мы края.

Вспомним всё: как мы дружили,

Как пожары мы тушили,

Как у нашего крыльца

Молоком парным поили

Поседевшего от пыли,

Утомлённого бойца.

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь отдав на поле боя

За народ, за нас с тобой…

Слава нашим генералам,

Слава нашим адмиралам

И солдатам рядовым –

Пешим, плавающим, конным,

Утомлённым, закалённым!

Слава павшим и живым –

От души спасибо им!

Вечный огонь

Над могилой, в тихом парке

Расцвели тюльпаны ярко.

Вечно тут огонь горит,

Тут солдат советский спит.

Мы склонились низко-низко

У подножья обелиска,

Наш венок расцвёл на нём

Жарким, пламенным огнём.

Мир солдаты защищали,

Жизнь за нас они отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них!

Как продолжение жизни солдат

Под звёздами мирной державы

Цветы на ратных могилах горят

Венками немеркнущей славы.

Пословицы о солдатах, Родине и мире:

Герой за Родину горой.

Смелый боец в бою молодец.

Родина мать умей за неё постоять.

Дружно за мир стоять – войне не бывать.

Где смелость, там и победа!

Один в поле не воин.

Жизнь дана на смелые дела.

Болтун — находка для шпиона.

Список детской художественной литературы

о Великой Отечественной войне

для чтения детям старшего дошкольного возраста.

Дмитрий Пентегов «Паровоз «Овечка»

Герой этой сказки – небольшой паровоз из серии «Ов», который железнодорожники ласково называли «Овечка». Когда-то он ездил от Москвы до самого Тихого океана. Потом его сменили мощные паровозы других серий, но «Овечек» все уважали за то, что они прочные и надёжные. А в годы Великой Отечественной войны началась новая жизнь этого паровоза: он стал зенитным бронепоездом и отгонял от наших эшелонов вражеские самолёты, вписав свою страницу в историю Великой Победы.

Аркадий Гайдар «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове»

После ухода старших на войну с внезапно напавшими на страну злобными «буржуинами» Мальчиш-Кибальчиш возглавил сопротивление последней оставшейся силы, мальчишек — «мальчишей». Им было нужно «только ночь простоять да день продержаться».

«Эй же вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть-дожидаться, чтобы буржуины пришли и забрали нас в своё проклятое буржуинство?»

Солдатская сказка К.Паустовского «Похождение жука-носорога». Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не знал, что подарить отцу на прощание, и подарил наконец старого жука-носорога. Жук прошел вместе с отцом всю войну и вернулся в родные края. Удивительная история дружбы человека и жука!

К.Паустовский – «Волшебное колечко» – о жизни в деревне во время войны, о доброте девочки Варюшки и волшебном колечке.

Нисон Ходза «Дорога жизни». В книгу вошли рассказы о легендарной Дороге жизни блокадного Ленинграда для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Документальное повествование дополняют уникальные фотографии и наглядные карты, а рассказы – волнительные карандашные рисунки художника В.Бескаравайного.

Анатолий Митяев «Письмо с фронта». В книгу вошли рассказы автора, участника войны, о военных буднях. Это не простая книга, в которой автор анализирует причины и следствия происходящих на фронте событий. Читатель вместе с героями переживает трудности пути солдата-фронтовика к Победе. Автор заострил внимание на трогательных подробностях тогдашней жизни. И они больше, чем разбор боев и сражений, приближают к пониманию человеческих чувств. Мы вместе с автором сочувствуем юным солдатам, которые прямо на наших глазах становятся взрослыми. Для них война – тяжелая работа, и меньше всего они думают о геройских поступках. Но, честно ее выполнив, вчерашние мальчишки становятся героями. Издание проиллюстрировано множеством цветных репродукций.

Рассказы Юрия Яковлева патриотического содержания: «Как Сережа на войну ходил», «Семеро солдатиков», «Кепка-невидимка», «Иван-виллис», «Подкидыш», «Пусть стоит старый солдат» и другие.

Пронзительная сказка «Как Сережа на войну ходил» о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка, погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход — ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость. Сережа понял это почти сразу же и очень хотел вернуться домой. Но дедушка не отпустил его: «Сам захотел узнать, что такое война, теперь терпи». Многое увидел мальчик на войне: обстрел наших солдат фашистским самолетом, бойцов, идущих в разведку, подвиг деда, когда тот остановил вражеский танк. Он научился носить солдатское обмундирование, рыть окопы. Он научился терпению, товариществу, взаимовыручке. С войны Сережа вернулся один, но это был уже совсем другой человек, в груди которого билось сердце погибшего деда и значит сердце, способное в любой момент остановить врага.

Повесть-сказка «Крайний случай» замечательного детского писателя Ильи Туричина (1921-2001) адресована маленьким читателям. Малыши с интересом прочитают историю о подвигах русского богатыря, солдата Ивана, который мужественно сражался против фашистов, дошел до Берлина и спас от смерти маленькую немецкую девочку. Всю войну он берег краюшку хлеба, испеченного матерью. А самого Ивана хранила от вражеских пуль чудотворная икона Пресвятой Богородицы.

Семенцова Валентина Николаевна – автор книги «Лист фикуса. Рассказы о войне» – принадлежит к тому, уже не многочисленному поколению людей, которых называют «Детьми блокады». В своих рассказах от лица пятилетней героини автор обращается к сверстникам, живущим в XXI веке и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки и ее мамы в блокадном Ленинграде. Повесть «Вот как это было» посвящена очень важному в жизни нашей страны периоду. Здесь рассказывается о Ленинграде предвоенного времени, о Великой Отечественной войне, о ленинградской блокаде, о том, как мы победили. Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии – в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания. Однако, при всей непритязательности повествования, в кульминационных главах повести чувствуется подлинный драматизм.

Список книг для чтения о Великой Отечественной войне

для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

  • Воронкова Л. «Девочка из города» (История о девочке-сироте, оказавшейся в годы войны в чужом селе и нашедшей новую семью и дом.)
  • Кассиль Л. «Улица младшего сына» (Повесть, посвященная трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана — героя Великой Отечественной войны.)
  • Катаев В. «Сын полка» (Повесть о мальчике-сироте Ване Солнцеве, попавшем в военную часть к разведчикам и ставшем сыном полка.)
  • Осеева В. А. «Васёк Трубачёв и его товарищи» (Произведение о судьбе мальчишки Васе Трубачёве и его друзьях, чье мирное детство оборвала война.)
  • Симонов К. «Сын артиллериста» (Баллада о майоре Дееве и Лёньке, сыне его друга, основанная на реальных событиях.)
  • Яковлев Ю. «Девочки с Васильевского острова» (Пронзительный рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника.)

А так же:

  • Алексеев С. «Рассказы о Великой Отечественной войне»,
  • Артюхова Н. « Светлана»,
  • Баруздин С. «Шел по улице солдат»,
  • Гайдар А. «Клятва Тимура», « Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»,
  • Голявкин В. «Рисунок на асфальте»,
  • Драгунский В.  «Арбузный переулок»,
  • Кассиль Л. «Дорогие мои мальчишки», «Огнеопасный груз», «Твои защитники»,
  • Маркуша А. «Я — солдат, и ты — солдат»,
  • Паустовский К. «Похождения жука-носорога»,
  • Соколовский А. «Валерий Волков»,
  • Суворина Е. « Витя Коробков»,
  • Туричин И. «Крайний случай»,
  • Яковлев Ю. «Как Серёжа на войну ходил»,
  • Орлов Владимир «Брат мой в Армию идет»,
  • «Сказка о громком барабане» изд-во «Детская литература», 1985 г.,
  • Георгиевская С. «Галина мама»,
  • Митяев Анатолий «Почему Армия родная», «Таежный подарок»,
  • Чтение стихотворений: «Мать – Земля» Я Абидов, «Навек запомни» М. Исаковский,
  • Чтение стихотворений: «Братские могилы» В. Высоцкий, «Советский воин»,
  • Чтение рассказа «Отцовское поле» В. Крупин,
  • Чтение стихотворений: «Победой кончилась война» Т. Трутнева,
  • Л. Кассиль «Твои защитники». Митяева А. «Дедушкин орден»,
  • Ким Селихов, Юрий Дерюгин «На красной площади парад», 1980 г.,
  • Соболев Леонид «Батальон четверых»,
  • Алексеев Сергей «Орлович-воронович», «Шинель» Е. Благинина, 1975 г.,
  • Чтение произведений С. П. Алексеев «Брестская крепость»,
  • Я. Длуголенский «Что могут солдаты»,
  • О. Высотской «Мой брат уехал на границу»,
  • Чтение рассказа А. Гайдара «Война и дети»,
  • У. Бражнина «Шинель»,
  • Черкашин «Кукла»,
  • Л. Кассиль «Главное войско», 1987 г,
  • Митяев Анатолий «Землянка»,
  • Лавренев Б. «Большое сердце»,
  • Зотов Борис «Судьба командарма Миронова», 1991 г.,
  • «Рассказы о войне» (К. Симонов, А. Толстой, М. Шолохов, Л. Кассиль, А. Митяев, В. Осеева),
  • Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»,
  • С. Баруздин «Рассказы о войне»,
  • С. Михалков «День Победы»,
  • С. П. Алексеев «Брестская крепость»,
  • Я. Тайц «Цикл рассказов о войне»,
  • пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра».

Литература и искусство Беларуси о Великой Отечественной войне

Картина «Пленных ведут».

Автор – художник А.Шибанев, 1947 г.

Картина «Стоят насмерть».

Автор: художник Е. Зайцев. 1948 г.

Картина «За родную Беларусь».

Автор: художник В. Суховерхов. 1948 г.

Картина «Защитники Брестской крепости».

Автор: художник И. Ахремчик. 1958 г.

Картина «В белорусских болотах».

Автор: художник И. Стасевич. 1958 г.

Картина «Витебские ворота».

Автор: художник М. Савицкий. 1967 г.

Картина «Партизанская мадонна».

Автор: художник М. Савицкий. 1967 г.

«Лесная песня».1950 г.

Авторы: композитор В. Оловников, поэт А. Русак.

Исполнители: И. Болотин, М. Денисов, симфонический оркестр Белорусской государственной филармонии.

Песня «Хатынь». 1974 г.

Авторы: композитор И. Лученок, поэт Г. Петренко.

Исполнитель: ВИА «Песняры», художественный руководитель В. Мулявин.

Песня «Песня о героях Бреста». 1975 г.

Авторы: композитор И. Лученок, поэт Р. Рождественский.

Исполнитель: А. Подгайский.

Музыкальные произведения белорусских композиторов Оловникова В., Богатырева А., Лученка И, Тикоцкого Е., посвященные Великой Отечественной войне (1942, 1944, 1951 и 1984 гг.)

Песня «Майский вальс».1985 г.

Авторы: композитор И. Лученок, поэт М. Ясень.

Исполнитель: Я. Евдокимов.

Песня «Письмо из 45-го». 1983 г.

Авторы: композитор И. Лученок, поэт М. Ясень.

Исполнитель: Я. Евдокимов.

Литературные произведения белорусских писателей А. Адамовича, С. Алексиевич, Я. Брыля, В. Быкова, В. Колесника, И. Мележа, И. Шамякина, посвященные Великой Отечественной войне (1949, 1950, 1960, 1965, 1972, 1973, 1979, 1980, 1983, 1984, 1987, 1989, 1990, 1991, 1993 гг.).