О том, как слушать и слышать музыку

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень силь­ных средств для внутреннего развития ребенка. Встреча с музыкой подобна интимному, очень открытому обще­нию с другим человеком. Ребенок переживает музыку так, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой – это возможность получения положительного жизненного опыта. По мнению педагогов, именно че­рез музыку ребенок учится выражать свои чувства.

Начинать дружбу с музыкой следует как можно раньше, когда дети еще открыты любому знанию. И на­ходящийся рядом взрослый должен сделать все возмож­ное для того, чтобы ребенок полюбил то, чем занимает­ся, чтобы он восторгался, получал удовольствие.

О ТОМ, КАК СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ МУЗЫКУ

Учиться слышать музыку дети должны в любом виде музыкальной деятельности: и во время пения, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и прислушиваясь к характеру ее звучания во время движения. «Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в нее», – говорит известный   педагог Д.Б.Кабалевский.

Но самой активной, пробуждающей мысли и чувства формой общения ребенка с музыкой являются моменты, когда он выступает в роли слушателя. Именно     в эти минуты от него требуется наибольшее внимание, сосредоточенность и напряжение душевных сил. Поэтому в работе с дошкольниками «слушание»   является основным видом музыкальной деятельности. Взрослому необходимо использовать любую возможность для того, чтобы формировать у ребенка музыкальный вкус, умение сравнивать,   сопоставлять,   различать и узнавать прослушанное.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:

Не следует слушать, особенно на первых порах, крупные музыкальные произведения. Пока не дисциплинировано внимание и не выработан навык «слежения слухом» за звуками, лучше выбирать короткие произведения.

Для слушания необходимо выбирать сочинения вокальной (для голоса) и инструментальной (для личных музыкальных инструментов) музыки. Следует помнить, что вокальные произведения, в которых текст помогает понять содержание, и произведения программной инструментальной музыки с определенным сюжетом, выраженном в названии сочинения, для восприятия легче начинать приобретать опыт по слушанию музыки лучше с них.

Во время звучания необходимо внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого конца, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду.

После прослушивания хорошо поделиться с испытанными чувствами и настроениями.

Время от времени следует обязательно возвращаться к прослушиванию знакомых произведений, чтобы научиться легко и быстро узнавать их, представлять их звучание мысленно.

В некоторых случаях можно подобрать к услышанному подходящую по настроению иллюстрацию или нарисовать свою «музыкальную картинку». Разбудить фантазию и воображение помогут и строчки литературных, особенно поэтических, произведений, которые можно в большом разнообразии найти у известных писателей и поэтов. Размышления над тем, почему именно эти, а не другие строки так созвучны музыкальным, также помогут услышать большее.

Некоторые музыкальные сочинения имеют одни и те же названия, но по своему настроению, чувствам бывают совершенно непохожи. В такие произведения следует особенно вслушиваться, запоминать их и отмечать для себя эту несхожесть.

Прослушав достаточно большое количество музыкальных произведений, можно, как советует педагог Е.И.Юдина, создать «копилку чувств». Для этого досрочно попытаться описать, какие чувства и настрое­ния пробудила у слушателя музыка. Из самых любимых и просто хорошо знакомых произведений можно попробовать составить таблицу, где было бы видно, какие чувства и настроения несут человеку музыкальные произведения.

Настроение                                       Композитор                       Название сочинения

Грусть

Радость

Мечтательность

Героические чувства

Трагические чувства

Шутливое настроение

Тревога

Сказочность

Волнение

Торжество и ликование

Нежность

Слушание музыки как один из видов музыкальной деятельности тесно связано с ритмикой, пением, музи­цированием на детских инструментах. Связующим элементом является осмысление детьми средств музыкаль­ной выразительности (мелодии, метроритма, регистра, динамики, темпа, тембра). Возможны некоторые вари­анты их изучения.

1. Во время слушания музыки предложите отмечать пульсацию долей взмахом рук, кисти. Двигаться в соот­ветствии с характером звучания. Сопровождать звучание произведения аккомпанементом детского оркестра.

2. Определять звуки высокие, низкие, средние (в каком регистре исполняется музыкальное произведение). Отличать движением рук восходящее и нисходящее движение мелодии.

3. Определять темп исполнения произведения: медленный, умеренный, быстрый. Знакомить с сопоставлением разных темпов в пределах одной пьесы.

4.Определять жанр прослушанного сочинения (марш, вальс, полька, народные пляски, колыбельная), отмечая его особенности.

5. На примере знакомых пьес осмыслить понятия «мелодия»   и   «аккомпанемент».

6. Разбираться в строении пьесы, песни; количестве частей, фраз.

7. Познакомиться с динамическими оттенками: громко (f), тихо (р), усиление звучания (<), затихание (>), а также со штрихами: lеgаto (связно, напевно) и stассаto (отрывисто).

8. Определять мажорный и минорный лад. Учиться слышать тонику (устойчивый звук лада) и воспроизводить ее голосом.     

При обсуждении характера музыки целесообразно предлагать детям на выбор несколько либо контрастных, либо в пределах одного настроения эпитетов. Этот прием активизирует эмоционально-образное восприятие ребенка и расширяет его речевые возможности. Такой словарь эстетических эмоций, которые существуют в музыке как признаки характера звучания, предлагает использовать в работе с детьми ученый, педагог и психолог В.Г.Ражников.