МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств для внутреннего развития ребенка. Встреча с музыкой подобна интимному, очень открытому общению с другим человеком. Ребенок переживает музыку так, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой – это возможность получения положительного жизненного опыта. По мнению педагогов, именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства.
Начинать дружбу с музыкой следует как можно раньше, когда дети еще открыты любому знанию. И находящийся рядом взрослый должен сделать все возможное для того, чтобы ребенок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался, получал удовольствие.
О ТОМ, КАК СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ МУЗЫКУ
Учиться слышать музыку дети должны в любом виде музыкальной деятельности: и во время пения, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и прислушиваясь к характеру ее звучания во время движения. «Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в нее», – говорит известный педагог Д.Б.Кабалевский.
Но самой активной, пробуждающей мысли и чувства формой общения ребенка с музыкой являются моменты, когда он выступает в роли слушателя. Именно в эти минуты от него требуется наибольшее внимание, сосредоточенность и напряжение душевных сил. Поэтому в работе с дошкольниками «слушание» является основным видом музыкальной деятельности. Взрослому необходимо использовать любую возможность для того, чтобы формировать у ребенка музыкальный вкус, умение сравнивать, сопоставлять, различать и узнавать прослушанное.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:
Не следует слушать, особенно на первых порах, крупные музыкальные произведения. Пока не дисциплинировано внимание и не выработан навык «слежения слухом» за звуками, лучше выбирать короткие произведения.
Для слушания необходимо выбирать сочинения вокальной (для голоса) и инструментальной (для личных музыкальных инструментов) музыки. Следует помнить, что вокальные произведения, в которых текст помогает понять содержание, и произведения программной инструментальной музыки с определенным сюжетом, выраженном в названии сочинения, для восприятия легче начинать приобретать опыт по слушанию музыки лучше с них.
Во время звучания необходимо внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого конца, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду.
После прослушивания хорошо поделиться с испытанными чувствами и настроениями.
Время от времени следует обязательно возвращаться к прослушиванию знакомых произведений, чтобы научиться легко и быстро узнавать их, представлять их звучание мысленно.
В некоторых случаях можно подобрать к услышанному подходящую по настроению иллюстрацию или нарисовать свою «музыкальную картинку». Разбудить фантазию и воображение помогут и строчки литературных, особенно поэтических, произведений, которые можно в большом разнообразии найти у известных писателей и поэтов. Размышления над тем, почему именно эти, а не другие строки так созвучны музыкальным, также помогут услышать большее.
Некоторые музыкальные сочинения имеют одни и те же названия, но по своему настроению, чувствам бывают совершенно непохожи. В такие произведения следует особенно вслушиваться, запоминать их и отмечать для себя эту несхожесть.
Прослушав достаточно большое количество музыкальных произведений, можно, как советует педагог Е.И.Юдина, создать «копилку чувств». Для этого досрочно попытаться описать, какие чувства и настроения пробудила у слушателя музыка. Из самых любимых и просто хорошо знакомых произведений можно попробовать составить таблицу, где было бы видно, какие чувства и настроения несут человеку музыкальные произведения.
Настроение Композитор Название сочинения
Грусть
Радость
Мечтательность
Героические чувства
Трагические чувства
Шутливое настроение
Тревога
Сказочность
Волнение
Торжество и ликование
Нежность
Слушание музыки как один из видов музыкальной деятельности тесно связано с ритмикой, пением, музицированием на детских инструментах. Связующим элементом является осмысление детьми средств музыкальной выразительности (мелодии, метроритма, регистра, динамики, темпа, тембра). Возможны некоторые варианты их изучения.
1. Во время слушания музыки предложите отмечать пульсацию долей взмахом рук, кисти. Двигаться в соответствии с характером звучания. Сопровождать звучание произведения аккомпанементом детского оркестра.
2. Определять звуки высокие, низкие, средние (в каком регистре исполняется музыкальное произведение). Отличать движением рук восходящее и нисходящее движение мелодии.
3. Определять темп исполнения произведения: медленный, умеренный, быстрый. Знакомить с сопоставлением разных темпов в пределах одной пьесы.
4.Определять жанр прослушанного сочинения (марш, вальс, полька, народные пляски, колыбельная), отмечая его особенности.
5. На примере знакомых пьес осмыслить понятия «мелодия» и «аккомпанемент».
6. Разбираться в строении пьесы, песни; количестве частей, фраз.
7. Познакомиться с динамическими оттенками: громко (f), тихо (р), усиление звучания (<), затихание (>), а также со штрихами: lеgаto (связно, напевно) и stассаto (отрывисто).
8. Определять мажорный и минорный лад. Учиться слышать тонику (устойчивый звук лада) и воспроизводить ее голосом.
При обсуждении характера музыки целесообразно предлагать детям на выбор несколько либо контрастных, либо в пределах одного настроения эпитетов. Этот прием активизирует эмоционально-образное восприятие ребенка и расширяет его речевые возможности. Такой словарь эстетических эмоций, которые существуют в музыке как признаки характера звучания, предлагает использовать в работе с детьми ученый, педагог и психолог В.Г.Ражников.